В середине июня в кинотеатрах появилась картина о последнем поколении пионеров Советского Союза. Это первый полнометражный дебют Натальи Кудряшовой. Режиссер берется за довольно непривычную тему, демонстрируя зрителю то, о чем раньше было принято говорить исключительно на кухне, за закрытой дверью.

Что приходит в голову, когда мы говорим о пионерах? «Будь готов! Всегда готов!», пионерские галстуки и фильмы из страны, которой уже нет («Тимур и его команды»«Гостья из будущего» и, пожалуй, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»). А вот осталось ли что-то в памяти о пионерах-героях? Хочется верить, что хотя бы двух-трех персонажей из довольно большого списка юных патриотов Советского Союза кто-нибудь сможет вспомнить (как минимум Павлика Морозова и Зину Портнову).

Лента «Пионеры-герои» рассказывает историю о трех октябрятах, которые готовятся вступить в ряды пионерской организации. Андрей Сергеев (Алексей Митин), Оля Красько (Наталья Кудряшова) и Катя Елисеева (Дарья Мороз) вместе со школьной скамьи: учат пионерскую клятву, вычисляют шпионов, у которых на машине якобы нацарапано «ССД» (смерть советским детям) и поют в школьном хоре. Сергеев мечтает изобрести лекарство от смерти, выращивая плесень под ванной, Красько боится сдавать кал в спичечном коробке, а Елисееву мучают кошмары в форме оживших пионеров-героев, призывающих рассказать милиции о родителях, которые гонят самогон.

В настоящем все трое переезжают в Москву и выглядят вполне успешными по текущим меркам. Андрей — то ли аналитик, то ли редактор в неком СМИ, Катя — работник PR, а Оля — актриса. Все как у всех: ипотека, машина, алкоголь, панические атаки, ненависть к своей работе, избыток комфорта и любовь (или то, что принято называть этим словом). Одного не хватает повзрослевшим 35-летним героям — счастья. Им нечем заполнить их внутреннюю пустоту. Жизнь под копирку «как у всех» не приносит ребятам никакого удовлетворения. Ведь в их детстве были мечты о подвигах, о светлом и безоблачном будущем. Вместо этого великий нерушимый Союз превратился в убогую «демократическую» Стабильность, где люди просто проживают день за днем. Мечты о великом в современном мире стали синонимом душевной болезни. А в сознании тихонько дремлет сильнейшее желание стать героем и висеть на одной доске почете рядом с символами пропаганды пионерской организации.

— Слушай, а почему ты ничего не пишешь? Ты же стихи красивые писал, прозу.
— Я больше не пишу.
— Но почему?
— Да не хочу я ничего писать! Достало меня, понимаешь? Мне к вечеру нужно, блин, 10 000 знаков родить!

«Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой — прекрасный дебют, выделяющийся на фоне совершенно не смешных фильмов категории «посмотрел и забыл» от бывших КВНщиков и весьма блеклых авторских картин, снимающих ленты с заявкой на философский артхаус формата «я так вижу!». Наталья нашла совсем не затронутую в современной индустрии кино тему и рассмотрела ее через призму прошлого и настоящего — получилась такая баллада на стыке коммунизма, демократии и капитализма о героях дня вчерашнего, изображенных на бетонных плитах дворца пионеров и серых невзрачных лицах дня настоящего, смотрящих на нас с телеэкранов. История вышла сложной для дебютного полного метра, поэтому бросается в глаза некоторая скомканность, неровность повествования. Вдобавок к этому чувствуется скованность в плане определенных режиссерских решений (вероятно, ввиду отсутствия опыта).

На экране меняются времена (и нравы): нас то и дело переносят из советского прошлого (где есть статья за самогоноварение и Александр Крутов, ведущий «Прожектора перестройки», рассказывает самое важное о ходе реформ в стране) в российское настоящее (где любовь противопоставляется компьютерным играм, а героизм шагает рука об руку со смертью). Сравнение нарочито яркое, невольно мурашки бегут по коже и ты понимаешь, что пропасть между детской наивностью и взрослой самоидентичностью гигантская и абсолютно не преодолимая.

В «Пионерах» очень много крупных планов, сконцентрированных в частности на лицах героев. Это великолепно демонстрирует «игру света и тени» лицевых мышц, передающих разочарование, удивление, смятение и прочие смешанные, но неизменно яркие, мощные эмоции. Особенно привлекает внимание сцены с диалогами представителей среднего класса: их растерянность, пустоту и ощущение бессмысленности существования видно как на ладони. Безусловно, мир взрослых — это не только пространство, где день за днем опустив голову вниз снуют туда-сюда угнетенные циники. Но осознание разношерстности окружающего бытия приходит к зрителю не сразу, а лишь ближе к финалу.

— А ты в детстве о чем мечтал?
— Подвиг совершить.
— Ага, я тоже.
— И как, совершила?
— Неа, а ты?
— Ну вот, в Москву приехал.
— Скажешь тоже. В Москву все приехали, а толку?

История о «потерянном поколении», которое росло в одной стране, но не смогло целиком адаптироваться к другой (или, что называется, прогнулось, или оскотинилось), вряд ли может вызвать большой интерес в прокате, что не может радовать. Потому как «Пионеры» — именно та картина, которую хочется обсудить, причем не только с «потерянными» 35-летними, но и с более молодым поколением. Эпоха ушла и вместо героев с экранов телевизоров на нас теперь смотрят взрослые дяди в пиджаках и галстуках совсем не красного цвета, у которых нет ни единого намека на мечту о великом. Хотя кто знает, возможно вечерами они приходят домой с ненавистных работ, едят стряпню, приготовленную нелюбимыми женами, а ночью им снится, как они ловят шпионов, катающихся по Москве на машинах с надписью «Смерть советским детям». Такое ведь может быть, правда?..

Опубликовано в журнале «Умная Россия»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.